Экзаменационные вопросы и эталоны ответов по литературе учебного 2010-2011 года.
для учащихся Комментарии (1)Экзаменационные вопросы и эталоны ответов по литературе учебного 2010-2011 года.
Билет №1
1. Нравственные проблемы в драме А.Н.Островского «Гроза».
А.Н.Островский- великий русский писатель-драматург 19 века. Он внёс бесценный вклад в развитие русской литературы, продолжил и обогатил её лучшие традиции и обычаи. Его пьесы имеют для нас важное познавательное значение, а их названия и по сегодняшний день являются для нас крылатыми выражениями в нашей речи.
Вершиной его творчества стала знаменитая драма «Гроза», которая вышла в 1859 году.
Это были годы общественного подъёма перед крестьянской реформой, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере действительно собиралась гроза- гроза 1861 года.
В своей драме «Гроза» А.Н.Островский хотел отразить типичные конфликты эпохи 60-х. годов 19 века, показать низкий умственный и нравственный уровень
купеческой среды; усилить картину гнёта в купеческой семье, раскрыть его экономические корни, поднять проблему эмансипации женщины.
Центральным образом в драме «Гроза» является Катерина. По складу своего характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала.
Катерина – натура поэтически-мечтательная, свободолюбивая. В родительском доме ей жилось радостно легко и привольно. Родители души не чаяли в своей единственной дочери. Уход за любимыми цветами, садом, вышивание, посещение церкви, прогулки, общение со странниками и богомолками- вот круг ежедневных впечатлений Катерины. Вот в такой доброжелательной обстановке воспитывалась наша героиня. А в церкви её прельщал церковный интерьер и хоровое пение.
И вот такая впечатлительная натура попадает в семью жестокой свекрови, в затхлую , нестерпимую атмосферу ханжества и лжи, назойливой мелочной опёки. После домашнего рая Катерина вынуждена жить в обстановке от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Поэтому конфликт в такой обстановке оказался неизбежным.
Трагизм положения Катерины осложнился ещё и тем, что её выдали замуж за человека , которого она не знала и не любила. Да, она старалась его полюбить , быть ему верной женой. Но, увы…Взаимности она не нашла, да и сердцу не прикажешь. Не
трудно понять, с какой силой вспыхнуло чувство Катерины, когда на её пути встал новый человек , не похожий на других. Любовь к Борису стала единственным смыслом её существования. Она была готова на всё ради любимого. Но и здесь неудача.
Наша героиня теряет смысл жизни. По мнению Катерины, как так жить, так лучше уж никак. Она хочет уйти в потусторонний мир безгреховной. Она публично кается перед содеянным, перед своим мужем и кончает жизнь самоубийством (бросается в Волгу). этим самым она бросает вызов самодурной силе тёмного царства диких и кабановых. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности.
По мнению великого русского критика Н.А.Добролюбова Катерина- «луч света в «тёмном царстве», царстве лжи ханжества и насилия над личностью человека.
Образ Катерины справедливо принадлежит к лучшим образам женщины не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной
литературе.
- Мой любимый поэт (его краткая биография, основные мотивы его лирики, стихотворение наизусть).
Билет №2.
- Общая характеристика романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
И.С.Тургенев – великий русский писатель 19 века. Он внёс бесценный вклад в развитие русской литературы, обогатил её лучшие традиции и обычаи .Его произведения: «Вешние воды». «Ася», «Первая любовь», «Рудин», Дворянское гнездо» и др. являются настольными книгами для многих читателей и сегодня. А его роман «Отцы и дети». по праву называют вершиной его творчества.
Роман «Отцы и дети» был написан в 1862 году. Это был период кризиса крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями
революционеров – демократов и либералов.
В своём произведении И.С.Тургенев хотел раскрыть нам роль «нового» человека в период революционной ситуации 60-х годов 19 века; показать борьбу «отцов» и «детей» в этот период; высветить жизнь русской деревни с её нищетой, бескультурьем и убожеством. Автор показывает нам, как в эту эпоху формируется новый тип людей, которые проникнуты горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России.
Главным героем романа является Евгений Васильевич Базаров. Он- сын бедного уездного лекаря. Это будущий врач. Он заканчивает медико-хирургическую академию. будучи студентом сам зарабатывал себе на своё существование. Базаров- человек из иной среды, чем все остальные. Это сказывается во всех его поступках и привычках, манерах и речах. Это трудолюбивый, целеустремлённый человек. Он не любит праздное времяпровождение. он постоянно в делах и заботах, занимается своим образованием, старается стать профессионалом. Его нравственное кредо (цель) – быть всегда полезным людям. Ко всему этому он человек революционных взглядов и интересов. Он отказывается от всех земных благ
и готовит себя для более серьёзного дела. Но автор не сказал , для какого именно.
Конечно, читатели догадываются что Базаров готовил себя для новых творческих перемен, для революции.
Образ Базарова заставляет каждого из нас задуматься над своей собственной жизнью. Своим произведением Тургенев даёт нам большой повод для размышления: как остаться в этом мире человеком порядочным, думающим, целеустремлённым. Автор доказывает нам, что только труд и сила воли смогут направить человека в нужное русло жизни.
2.Общая характеристика творчества И,А,Бунина.
И.А.Бунин – великий русский писатель рубежа двух веков. Склад его души и воспоминания определили его привязанность к родному степному краю. В атмосфере любви к близким, наслаждения природой пробуждалась тяга к творчеству. И она привела к первым успехам. В 1891 году выходит его первый сборник стихов, а через два года – первые рассказы под общим названием «Танька».
В ранней лирике Бунин передал своё чувство Прекрасного. Судьба России, её лесная дорога, люди, земной подвиг – главные темы его последующего творчества. Это видим мы в его рассказах: «Крещенская ночь», «Лесная дорога», «Сосны», «На хуторе», «Учитель», «На край света», «На чужой стороне», «Сны» и т.д.
Безрадостные наблюдения за окружающей действительностью активизировали поиск писателя. Его раздумья привели к болезненным подозрениям: растущие города прибавляют деревне нищету и оскудение. Это проявляется в его рассказах «Надежда», «Деревня», «Суходол». К этому времени к Бунину приходит громкая слава. Столь же мучительные наблюдения за русской деревней продолжены в рассказах «Размытые», «Ночной разговор», «Ермил», « «Худая трава» и т. д.
Начиная с 1910 года появились его произведения, но уже совершенно другого плана. Они обращены к общемировым процессам и исполнены мрачными прогнозами. Это произведения «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».
Первую Мировую войну писатель определил как беспримерную катастрофу, которую сравнил с начальными страницами Библии. Но надежду на лучшее он не исключал.
Революцию 1917 года он не принял. Свои раздумья об этом он положил в основу рассказа «Окаянные дни». Здесь он обвиняет большевиков. «Серую власть» писатель расценил как гибель страны. Кровопролитие, ожесточение, падение культуры – торжество предателей России.
И в январе 1920 года, испив чашу несказанных душевных страданий он эмигрирует в Париж. Там выходят его произведения: «Жизнь Арсеньева», «Солнечный удар», и книга !Тёмные аллеи».
В то время за границей он стал свидетелем массовой жестокости, обилия жертв, безмерных страданий в обстановке революции и гражданской войны в России. Бунин навсегда убедился в правоте той мысли, что силы, творящие историю, бессмысленно жестоки. И в своих произведениях он решает опять обратиться к чувству Прекрасного – женской красоты, счастья, славы, могущества. Но это не спасало его.
Он не смог отделаться от мыслей о России. Свои мысли о её судьбе он кладёт в основу своих произведений: «Косцы», «В саду», «Подснежник» и т.д. А на огромном литературном полотне романа «Жизнь Арсеньева» запечатлел старую Русь. Вот таковы были итоги тридцатилетней творческой работы писателя И.А.Бунина.
Бунинское слово осталось нетленным. Оно вошло в сокровищницу прекрасного и вечного.
Билет №3.
1 Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова.
Н.А.Некрасов- великий русский поэт-революционер 19 века. Он был идейным соратником Чернышевского и Добролюбова. В течение 30 лет стоял во главе двух лучших журналов «Современник» и «Отечественные записки» . Это поэтический вождь боевого поколения 60-70-х годов 19 века. Его гневная страдальческая поэзия оказала могучее воздействие на революционную молодёжь. Он сблизил поэзию
с народом, ввёл в литературу новые темы и образы, обновил и расширил поэтический словарь. Его поэтический голос был эхом всего народа. Он звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных.
Всё своё творчество он посвятил борьбе за свободу и счастье народа. У Некрасова гражданственность и народность слиты воедино.
Н.А.Некрасов- человек свободолюбивых взглядов. Центральным героем его произведений является народ. Жизнь народа ,его страдания и борьба- основная тема его поэзии. В своих стихах он сумел передать замечательную силу и красоту народной жизни, его душевные мысли и чувства. В этом Некрасов видел своё предназначение как поэта. Все силы своего ума Некрасов отдал русскому народу. Он жил его жизнью и боролся за его счастье. Об этом его стихи и поэмы:»Поэт и гражданин», «Мороз Красный нос», «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Кому на Руси жить хорошо» и мн. др.
Также в лирике Некрасова затронуты и городские мотивы. Поэт понимал, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми.
Не обошёл Некрасов в своей лирике и тему дружбы и любви. Этой теме он посвящает целый цикл стихотворений, которые предназначены Авдотье Панаевой. В этих стихах он выражает нежные чувства и уважение к достоинствам женщины. его стихи – это диалог двух любящих сердец. Любовь в стихах Некрасова чиста и светла. Об этом говорят его стихи: «Говорящие письма», «Когда из мрака заблужденья» и мн. др.
И всё же для Некрасова нет ничего дороже родных лугов, полей и рек. Родная земля, русский народ – это неиссякаемый источник вдохновения, предмет его гордости и любви.
Некрасов был и поэтом труда. Он с детства видел жизнь и труд бурлаков, слышал их стоны и песни. А величавая река Волга останется для него рекою рабства и тоски. Об этом говорят его стихи:»Железная дорога», «На Волге», «Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз Красный нос» и мн. др.
поэзия Некрасова соединяла слова с делом, воспитывала настоящих революционеров, вызывала восхищение, была поэзией революционной борьбы.
- Общая характеристика творчества А.И.Куприна.
А.И.Куприн-выдающийся писатель-реалист н. 20 века. Это крупный мастер русской прозы. Он пользуется признанием и уважением читателей.
Куприн всегда выступал с горячей и страстной защитой людей труда от притеснения самодержавного строя и гнёта капитализма.
Творческий расцвет Куприна закономерно связан с эпохой 1905 года. Он остро обличал царские порядки и критиковал буржуазию. Это выдвинуло Куприна накануне первой русской революции в ряд лучших писателей.
Первые творческие шаги сделал Куприн ещё будучи студентом. Уже тогда его рассказ «Последний дебют» принёс известность и славу. Спустя нескольких лет после окончания училища он работает корреспондентом и часто бывает на заводах Донбаса. Он был поражён машинной цивилизацией. И в тоже время он заметил, что быт людей становится всё хуже. Свои мысли об увиденном он кладёт в основу повести «Молох». Главный герой этой повести- инженер Бобров. Так вот ему завод и во сне мерещится. Он кажется ему огромным чудовищем, которое пожирает своих тружеников. Он сравнивает его с идолом огня и войны Молохом.
Но вместе с тем Куприн- чудесный мастер художественного слова. Это большой певец чистой возвышенной любви. Он подарил нам три повести «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Протестуя против пошлости и цинизма, против продажных чувств, он радует нас примером идеальной любви.
В н. 1900-г. в личной жизни и творческой судьбе Куприна происходят большие изменения. Это сказалось и на его творчестве. Так выходит его повесть
«Поединок», в которой он обличает дикие порядки в царской армии. Вслед за
«Поединком» выходит повесть «Нищие», в которой он показывает свой поединок с жизнью, борьбу за право быть свободным человеком.
В дальнейшем с подлинным вдохновением вышли его новеллы: «Река жизни», «Изумруд» и др. В эти же годы ( 1907-1910) вышли знаменитые шедевры: «Гранатовый браслет» и «Суламифь». Здесь автор изображает истинную любовь как высшую ценность мира. За все эти повести он получает Пушкинскую премию.
Он не успокаивается на достигнутом и начинает работу над романом «Яма», в которой повествует о жизни обитателей публичного дома.
Революция 1917 года в жизнь Куприна внесла свои изменения. Он уходит в белую армию. И в конце был вынужден покинуть Родину. Долгое время в Париже он не мог вернуться к творчеству.
И только в 1927 году выходят его «Новые повести и рассказы». Затем появляются :»Елань», «Колесо времени», «Жаннета» и мн. др. В этих произведениях он возвращается памятью к прошлой жизни России.
Самая последняя вещь Куприна- роман «Юнкера», в котором он повествует о своей юности в Москве.
Интерес к творчеству Куприна до сих пор не покидает лучшие умы
читателей. Своеобразие, подлинность и художественная сила произведений обеспечили Куприну достойное имя и место в русской литературе.
Билет №4
1. Художественные особенности сказочного творчества М.Е.С.—Щедрина.
М.Е.С.Щедрин—великий русский писатель-сатирик 19 века. Это наследник и продолжатель Грибоедова и Гоголя. М.Е.С.Щедрин- живое воплощение лучших традиций русской литературы.
Творчество М.Е.С.Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи. Среди огромного наследия большой популярностью пользуются его сказки. Им было написано свыше 30 сказок. Большая часть этих сказок написана в 80-е годы. И это неслучайно. В 80-е годы неслыханно усилился цензурный гнёт, правительство беспощадно расправлялось с революционными организациями.
В апреле 1884 года был закрыт журнал «Отечественные записки» и М.Е.С.Щедрин лишился печати. Он стал искать новые формы общения с читателями. И такой формой он избрал сказки. С помощью аллегорий и намёков он продолжал бичевать полицейское самодержавное государство продажных журналистов, либералов через образы диких зверей, птиц, рыб. Здесь сплетается всё: и фантастическое и реальное, и комическое, и трагическое.
Целый ряд сказок писатель посвятил изображению царского самодержавия и положению угнетённого народа. В пример этому сказка «Медведь на воеводстве», где показаны тупые и жестокие царские администраторы.
Целая группа сказок посвящена теме мужик и барин. Гневно и зло показывает Салтыков в этих сказках паразитизм, духовное убожество, жизненную никчёмность. В пример этому сказка «Дикий помещик» и повесть «Как один генерал двух генералов прокормил». Простой мужик в этих сказках – смышлёный, трудолюбивый, находчивый. Сболью в сердце сатирик говорит о народной покорности. А это приводит к тому, что все блага жизни достаются тунеядцам, а народ остаётся бесправным и голодным.
Своими сказками М.Е.С.Щедрин продолжал делать великое революционное
дело. Все силы своего гениального ума и большого сердца он отдал борьбе за освобождение голодных и угнетённых.
Сатира М.Е.С.Щедрина глубоко национальна. Правдивый и суровый писатель продолжил лучшие традиции русской литературы. Образы С.Щедрина отличаются необыкновенной жизненностью. Его «премудрые пескари», «
«караси- идеалисты», «дикие помещики», Угрюм-Бурчеевы, Деруновы, Разуваевы Колупаевы и мн.др. трусы, подлецы, праздные мечтатели, тупицы, хищники, паразиты живут и сегодня.
Своим творчеством М.Е.С.Щедрин срывает маски с эксплуататорских классов, показывает звериную сущность классового строя, который основан на разбое, хищничестве и порабощении человека человеком.
- Поиски правды в пьесе А.М.Горького «На дне».
А.М.Горький – великий русский писатель н. 20 века. Он внёс бесценный вклад в развитие русской литературы, обогатил её лучшие традиции и обычаи .Его произведения пользуются особым спросом у читателей. Среди них пьеса «На дне»
Пьеса «На дне» была написана в 1902-м году. Это была атмосфера нарастающей революционной бури. Это были годы глубокого экономического кризиса в России.
Это сильное гневное обвинение буржуазному обществу, основанному на власти денег. Здесь автор показал бездушные порядки капиталистического общества. И в то же время своей пьесой он призывал людей к другой справедливой ,свободной и достойной жизни.
Перед нами полуподвальное помещение с тяжёлыми каменными сводами. Кругом стен нары, которые служат и местом отдыха, и местом спальни. Посреди ночлежки большой ничем не покрытый старый стол. В этой ночлежке обитают люди разного возраста и разных интересов. Все они в силу разных причин попали на «дно» жизни. Каждый из них переживает крушение своих мечтаний.
Вор Васька Пепел хотел стать честным человеком, честно зарабатывать деньги, жениться на Наталье. Наталья тоже поддалась обаянию своей мечты. Она поверила Ваське Пеплу. Но в итоге Васька сновав тюрьме, а Наташа в больнице.
Клещ Андрей Митрич тоже попал на дно этой жизни. По натуре своей он брезгливый человек ко всякому паразитизму. Он презирал тунеядство «босяков» и не хотел смешиваться с ними. Он и здесь упорно трудится, ремонтирует нищенские вещи и не желает ничего замечать вокруг себя. Он как бы заткнул от этой босяцкой жизни. Он мечтает о том, что наступят лучшие времена и справедливость обязательно восторжествует. Но его мечта подняться со дна жизни гибнет. В результате от безысходности он примиряется и смешивается с массой «бывших людей».
Настя томится мечтой о настоящей любви. Она «уходит» от своей страшной жизни в выдуманный мир, где живёт студент, который полюбит её, женится на ней, и только это поможет ей выбраться со дна этой жизни. Но это только мечта.
Актёр мечтает излечиться от алкоголизма, возвратить свой погибший талант, вернуться на сцену и честно зарабатывать деньги. Но увы!...Жизнь свою он кончает самоубийством.
Значительную роль в мечтаниях ночлежников сыграл странник Лука. Каждому из них он успел сказать что-то утешительное, обнадёживающее. Он заронил в душу Ваське Пеплу, что в Сибири нужны такие люди, как он. Наташе он обещал хорошую жизнь с Васькой Пеплом. Он утвердил в Насте право мечтать о необыкновенной любви. В душе Актёра породил мечту о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Только он забыл, где есть такой город.
Он врал бескорыстно и считал, что говорить правду этим людям убийственно. На самом деле его добродушие есть равнодушие к судьбам этих людей. Есть в пьесе такие персонажи, которые просто «не заметили» старика. Это картузник Бубнов, Барон и Сатин. Бубнов знает, что мечтать в данных условиях вредно потому, что ложно. Этого придерживается и Барон. А Сатин просто не верит в возможность лучшей жизни. Он верит в Человека с большой буквы. Он считает, что ложь – религия рабов и хозяев. Ведь сам то Лука ни во что не верит. А людям «дна» старается навязать сладкую ложь.
А.М.Горький обнажает это противоречие правды и лжи. Он доказывает, что только в труде рождается тот Человек с большой буквы, о котором говорит Сатин. И считает, что только труд сплачивает людей для борьбы за освобождение человечества.
Пьеса «На дне» -это яркий революционный вызов. Это страстное обвинение, брошенное в лицо эксплуататорскому миру. Образ Человека с большой буквы возвышается в пьесе, поднимается над этими несчастными людьми, над всей страшной тьмой жизни и зовёт к борьбе, к счастью, к жизни, достойной человека.
Билет №5.
- Анализ романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Ф.М.Достоевский- великий русский писатель 19 века, который занимает достойное место в ряду лучших писателей мировой художественной литературы. Он с великим состраданием изображал несчастных и угнетённых людей, дошедших до последней степени унижения. Он смело ставил в своих произведениях основные вопросы своего времени: о революции и социализме, о вере и атеизме , о смысле жизни отдельного человека и грядущих судьбах всего человечества. Писатель обличал индивидуализм хищников и всей силой своего гения вставал на защиту обиженных и обездоленных людей , заставляя читателей содрогаться от ужаса и проливать слёзы. Его произведения: «Бесы», «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.---волнуют остротой поднятых проблем и пробуждают чувство самого решительного протеста против бесчеловечности условий жизни в буржуазном обществе.
Вершиной его творчества для нас является роман «Преступление и наказание», который был написан в 1866 году. это было переломное время, когда передовая интеллигенция после крестьянской реформы была глубоко потрясена и разочарована. Ещё больше обострились социальные противоречия, ещё наглядней
стала несправедливость общественного устройства. Вот в такой общественной атмосфере Ф.М.Достоевский приступил к написанию романа.
здесь он хотел раскрыть внутренний мир жизни России в 60-70 годы 19 века и показать жизнь обездоленных городских людей, придавленных нуждой и унижениями, а также образованных бедняков, бунтующих против зла и насилия. здесь также показывается и жизнь преуспевающих дельцов. Сам Достоевский — чуткий психолог и в своём романе решил показать нам внутренний мир отдельного человека и психологию преступника.
Этот роман — суровый приговор общественному строю России, основанному на власти денег, на угнетении и унижении человека. Это страстное выступление в защиту человеческой личности.
Герой романа--_-Родион Раскольников_--волевой, умный талантливый юноша. Он мог бы стать учёным или общественным деятелем. Но он обречён на гибель. И виною тому – общество, в котором он живёт, жестокое, бесчеловечное.
Раскольников беден. Он дошёл до крайней степени нищеты, ему грозит голодная смерть. Затравленный и озлоблённый, он бросает вызов несправедливому обществу—совершает преступление: убивает старуху-ростовщицу, бывшую титулярную советницу Алёну Ивановну.
За преступлением следует наказание. И не только уголовное, но ещё более страшное- нравственное. Он сознаёт свою вину и кается в содеянном. Свой поступок он объясняет так: в зверином обществе, где проливается кровь , творится насилие, плачут голодные дети, где порождаются Наполеоны «сильному человеку» всё дозволено. И он решает разом выйти из своего скверного положения. Решает убить старуху, дающую деньги в долг под большие проценты.
По его мнению старуха глупа, глуха, больна, жадна, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру Лизавету. Старуха никуда не годна, для чего она живёт , полезна ли она хоть кому-нибудь? Эти вопросы сбивают с толку молодого студента. Он хотел Наполеоном сделаться. Задаёт себе вопрос: Кто он? Тварь дрожащая или право имеет?. И решает, что во имя искоренения зла возможно и насилие. Он совершает убийство, чтобы сделать счастливыми мать и сестру, чтобы окончить учение, помочь голодающим детям, а потом всю жизнь быть честным человеком и тысячами хороших и добрых дел загладить своё преступление.
Но после убийства божия правда и земной закон берут своё. Раскольников кончает тем, что принуждён на себя донести. Ему вновь хочется примкнуть к людям. Чувство разомкнутости и разъединённости замучило его. И он идёт с повинной. Его ведёт туда жажда нравственного очищения, жажда общения с людьми.
И теперь мы понимаем, что теория, которой руководствовался наш герой, это эгоистическая теория, а не шаг к освобождению. Подлинное освобождение возможно только на пути к общественной революционной борьбы против эксплуататоров и угнетателей, за человеческие условия жизни не отдельных личностей, а всего человечества.
Такая теория обрела бы большую часть людей на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Это привело бы к разобщению людей, к войне, когда убивают, терзают, режут друг друга. И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, разгулам насилия словно набат звучат слова Достоевского: «Красота спасёт мир». Автор призывает всё человечество нашей планеты к добру и гуманизму.
- Основные мотивы лирики Блока.
А.А.Блок- великий русский поэт 20 в. Невозможно переоценить значение его творчества. Он слава и гордость русской нации. Свет его поэзии льётся мерно, величаво и гордо. Его поэзия это дневник души и сердца человека. Любое его стихотворение это шедевр.
Тернистым был путь А.Блока. Его судьба была полна крайностей и неожиданностей. Мы видим его жажду жизни и уныние, поиски истины и разочарования, любовь и страдание. Раньше стихи А.Блока полны романтических грёз. Это были «розовые мечты» о счастливом будущем.
А примерно в 1902 году А.Блок создаёт гениальный цикл стихов «Стихи о Прекрасной Даме», который он посвящал свой любимой женщине Любовь Дмитриевне Менделеевой. В этих стихах воплотились и любовь, и нежность. В них создан образ женственности. В них чувствуется обожание любимой женщины.
Более поздний цикл стихов о любви- «Кармен». Проходит время, меняется и человек. После февральской революции в Блоке проявляется активность, желание что-то изменить, чем-то помочь. В его душе проходит что-то очаровательное и прекрасное. Сам автор отличается огромной любовью к людям. Очень важно то, что автор понимает своё назначение. Его цель сделать мир лучше, красивее. И ради этого можно отказаться от материальных благ, от покоя и уюта.
Доброта, вера в лучшее, полная отдача людям, преданность Родине- вот главные черты личности Блока. Красной нитью через всю поэзию Блока проходит тема Родины. «Я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь этой теме»,- писал Блок.
Блок воспринимал Родину как могучее лирическое начало. Родина вызывает вдохновенный восторг своими скромными приметами- лесами, полянами, просёлками, русскими туманами и шелестом овса.
В годы реакции после поражения 1 русс. революции 1905 г. Блок создаёт стихи: «Россия», «О, весна, без конца и без краю» и др. Величие России заключается в её исторических свершениях. Прошлое призывает к будущему.
Ещё в юности Блока волновала мысль о подвиге вот почему ему так близок образ русского война патриота, которого он описывает в стих – и «На поле Куликовом». И тему любви он тоже связывает с темой Родины. Это наглядно проявляется в его стих – и «Соловьиный сад» и др.
А я хочу прочитать стихотворение Блока «Россия».
Билет №6.
1. Анализ романа Льва Николаевича Толстого – Война и мир
А.Н.Толстой – великий русский писатель 19 в. Его творчество составляет бесценный вклад в историю русской литературы.
А.Н.Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе.
Вершиной его творчества является роман «Война и мир», который вышел в 1869 г. Это был период большого общественного возбуждения, напряжённой классовой борьбы, которая развернулась вокруг крестьянского вопроса. Реформа 1861 года не разрешила по существу этот вопрос. Многочисленные восстания наглядно показывали недовольство и возмущения, вызванные реформой 1861 года. Проблема мужика по крестьянскому стояла в центре общественного внимания. Проявился особый интерес к произведениям, ставящим острые политические и социальные вопросы. Вот в такой общественной атмосфере у А.Толстого возникает мысль создать роман.
В этом романе автор ставил глобальные вопросы: Пути Развития России и судьба народа, его роль в истории страны ,взаимосвязь народа и дворянства.
Содержание романа охватывает большой исторический период—от 1805 г. до восстания декабристов. Повествование ведётся в эпическом тоне. В громадной галерее образов показаны представители различных классов и групп. Основной приём композиции романа—антитеза (противопоставление). Язык романа богат и разнообразен. Здесь встречается речевой стиль исторических документов. Много бытовой русской речи.
Поражает нас и пейзаж романа, необычайная наблюдательность и художественная чуткость автора. Отмечается всё: и молодые зелёные клейкие листья берёзы, и сочная тёмная зелень дуба, и обаяние весеннего солнца, и лунный свет и свежесть весенней ночи.
И люди, и животные, и природа выступают как показатели мощной силы жизни. Пейзаж выполняет различные функции. Он служит средством характеристики героев, средством раскрытия их характера и настроений, средством реальной обстановки.
В романе «Война и мир» рассказывается о событиях России с Францией.В первом томе описываются события 18005 г., когда Россия воевала на территории Австрии против французов. Во втором томе рассказывается о военных событиях в Пруссии против французов. В третьем томе – начало Отечественной войны 1812 года. В четвёртом тоне- продолжение войны и действия, которые происходят уже в 1820 году.
Основу романа составляют исторические военные события. Это Шенграбенское и Аустерлицкое сражение в Австрии и Пруссии. Это Отечественная война с Наполеоном, это переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдача Смоленска,, назначение Кутузова главнокомандующим. Это Бородинское сражение, военный совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события о несокрушимой мощи национального духа русского; фланговый марш Кутузова ,Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.
Круг проблем романа очень широк. В нём раскрыты причины военных неудач 1805- 1806 годов. На примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в истории. С необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны. Отражена великая роль русского народа, который решил исход Отечественной войны 1812 года.
Раскрыты и актуальные вопросы 60-х годов 19 века о роли дворянства в государстве, о роли личности истинного гражданина России, о эмансипации женщины.
«Война и мир» у Толстого- это два состояния человеческого бытия. В ситуации войны люди теряют историческую память и общую цель, живут только сегодняшним днём. Обществом начинает править произвол.
Мучительно переживают это состояние хаоса лучшие герои романа Пьер Безухов и Андрей Болконский. Моим любимым героем из них является Андрей Болконский. С ним мы знакомимся ещё в самом начале романа. В огромном мире лиц сразу выделяется личность Андрея, которого интересуют вопросы: «Кто я? Зачем я живу?». Его не удовлетворяет жизнь богатого светского общества: балы, вечеринки, сытая скучная жизнь. Ему хочется проявить себя в этой жизни, добиться славы во имя своего народа и Родины. Он уходит на войну, мечтает быть спасителем армии. В Аустерлицком сражении он терпит поражение (получает ранение). Наступает разочарование. Андрей приходит к выводу, что жить надо так, чтобы не делать зло другим, жить для себя. Он проводит в своём имении преобразования: своих крепостных переводит в вольные хлебопашцы. заменяет барщину оброком. Не повезло ему и личной жизни: умирает жена, оставляя его с крохотным сынишкой. Для Андрея, казалось, жизнь закончилась.
Встреча с Наташей Ростовой, разговор с Пьером помогают Андрею возвратиться к жизни. А старый дуб помогает Болконскому осмыслить его душевное состояние. Он воскреснет душой и дуб, покрытый нежной молодой зеленью, поможет ему в этом.
Но счастье в любви оказалось временным. Личная драма явилась страшным ударом для Андрея. Он ожесточился, замкнулся в себе, и опять отправился на войну. После ранения под Бородино он переосмыслит свою жизнь, поймёт всю меру страдания Наташи и осознает жестокость своего поведения и прежнего отношения к любимой. Мечты о личной славе его больше не интересуют.
Бородинское сражение, кровь и страдания людей---всё это вернёт Андрея к мысли о прощении, примирении с жизнью, откроется вечная истина—необходимость любви к людям. Очень важно то, что на этой дороге Андрей сохранил человеческое достоинство. Его жизненная дорога—это дорога чести.
Великое творение Толстого вышло далеко за пределы своего времени и своего национального значения. Сегодня Толстой помогает сотням миллионов читателей понять сложное, драматическое развитие современного мира, определить своё место в трудной борьбе за мир, свободу, социальную справедливость для все народов Земли.
- Основные мотивы лирики С. Есенина.
С.А.Есенин- великий русский поэт н. 20 века. Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет синеглазого юноши, который ласково смотрит на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Его стихи мы любим, ценим, учим наизусть. Они трогают нашу душу. А на его могиле и зимой и летом, и ненастной осенью , и ранней весной живые цветы.
Ещё в детстве из окон бревенчатой избы Есенин видел заливные луга без конца и без краю, широкую Оку и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу Есенина и укреплялась там беспредельной любовью к Родине.
Первый образ поэтического мира Есенина-это образ берёзы. А сам Есенин, когда писал «Берёзу». был нашим сверстником. Он жадно вглядывался в картины природы: с трепетом ожидал восхода солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля, покрытые зеленеющей рожью и васильками. Всё это отразилось на формировании поэтических чувств, на становлении его как певца родных просторов, певца Родины. Об этом говорят стихи первого сборника, который был выпущен в 1916 году.
Давайте же на минутку вернёмся в то далёкое трудное время. Октябрьская революция вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Есенин выстоял, принял революцию, но с крестьянским уклоном. Время наложило свой отпечаток всё его творчество. Но путеводной звездой осталась для него старая деревенская Русь. Именно ей он посвящал свои стихи до поездки за границу.
А понять и принять новую Родину помогла поездка за границу. Только за границей он понял всё значение русской революции, которая спасёт мир от мещанства и нищеты. Всё, что связано с Родиной- это расцвет его молодости и силы.
Также огромное место в лирике Есенина отводится теме дружбы и любви. Об этом говорят целые циклы его стихов и поэм.
Стихи Есенина затрагивают самые насущные, самые коренные проблемы нашего времени. Поэт как бы говорит нам: остановитесь на мгновение, оторвитесь от своей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, посмотрите на утреннюю зарю.
Мир природы и мир человека в поэзии Есенина един и неделим. Отсюда—половодье чувств и мудрость мысли, прозрение и нравственная высота есенинской лирики.
Есенин—это вечное…потому что в сегодняшнем хрупком мире с его атомными бомбами голос Есенина призывает к человечности, благоразумию, доброте и любви
Билет №7.
- Анализ пьесы А.Чехова «Вишнёвый сад».
А.П.Чехов- великий русский писатель , чьё имя занимает достойное место среди великих писателей мира. он обогатил лучшие традиции и обычаи русской литературы 19 века и внёс бесценный вклад в её развитие. Его произведения: «Чайка», «Три сестры», «Палата №6», «Крыжовник», «Ионыч» и мн. другие стали
настольными книгами для многих читателей сегодня. А его пьесу «Вишнёвый
сад» по праву называют вершиной его творчества.
Пьеса была написана в 1000904 году. Это были годы глубокого
экономического кризиса России, годы подготовки к первой русской революции.
На широком литературном полотне он рисует полный экономический крах дворянства, его идейную и моральную опустошённость, неспособность жить в новых условиях, обречённость дворянства и приход на его смену новой общественной силы. Перед нами типичное гнездо усадьбы богатой помещицы Любовь Андреевны Раневской. Это дворянское гнездо, в имении которого есть большой старый вишнёвый сад, доживает последние дни. Сама хозяйка «заложила» своё имение (брала деньги в долг у богатого купца Ермолая Лопахина) и набралась столько, сколько стоит её имение. В результате неуплаты долгов оно пошло с молотка на аукционе.
Что же из себя представляют хозяева вишнёвого сада? Раневская и её брат Гаев Леонид Андреевич - непрактичные , безвольные люди, живущие больше прошлым, чем настоящим. Они всю свою жизнь провели в балах и вечеринках. А на это нужны деньги и немалые. Молодой купец Лопахин предлагает им верное средство спасти усадьбу: старый вишнёвый сад вырубить, разбить его на дачные участки и сдавать в аренду под дачи. И таким образом погасить долг.
Но Раневской и Гаеву это кажется варварством, оскорблением их чести и достоинства. Безволие, неприспособленность, романтическая напыщенность, неустойчивость психики, неумение жить по-новому характеризует этих героев. Личная жизнь Раневской сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына она бросает свою 17-летнюю дочь Аню в своём имении и уезжает за границу и там тратит деньги на человека, который её обманул и обокрал. Жизнь её так ничему и не научила.
После продажи вишнёвого сада она снова уезжает за границу в Париж, оставляя дочь Аню со студентом Петей Трофимовым. Её брат Гаев пристроился к
тётушке графине в Ярославле, у него на этот счёт большая практика. Всю свою жизнь он ничего полезного не делал и всё пристраивался….
А что же молодой купец Лопахин? Это умный, энергичный делец-промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, широкий размах работы, жажда образования—всё это выделяет Лопахина на фоне это дворянской группы. Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишнёвого сада и даёт им правильный совет. Но к тому же Лопахин сразу здесь же предусмотрел доходное место для вложения своего капитала и стал хозяином этого вишнёвого сада.
Своей пьесой А.П.Чехов доказывает нам и мы убеждаемся, к чему приводит праздное времяпровождение и жизнь за чужой счёт, жизнь в долг. Каждое слово Чехова стало пророческим для нашего времени, для каждого из нас. А истина проста—надо жить честно, надо трудиться, надо смотреть вперёд, не терять чувства самолюбия, достоинства и чести.
- Основные мотивы лирики Маяковского.
В.В.Маяковский- великий русский поэт первой половины 20 века. Он внёс бесценный вклад в развитие русской поэзии, обогатил её лучшие традиции и обычаи. И сегодня Маяковского любят, ценят и помнят. Жизнь и стихи Маяковского слиты воедино, они дополняют и комментируют друг друга.
В.В.Маяковский стремился идти в ногу со временем. Он не терпел пошлость, обывательщину. Это человек нежной красивой души. Его произведения воодушевляют, помогают идти в ногу со временем.
Одним из первых поэтов этого периода молодой Маяковский поднял голос
протеста против империалистической войны. В 1915 г. он создаёт свою первую поэму «13 апостолов». Этот голос поэта мы слышим в стихотворении «Левый марш». Поэт убеждён. что России не быть под Антантой. Он верит в светлое будущее России и всего мира.
После революции 1917 года в лирике Маяковского всё ярче выступает тема борьбы с мещанством бюрократией. У истоков этих тем стоят стихи: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Стихи о советском паспорте, «Секрет молодости» и др. теме Родины, её исторического прошлого, настоящего и будущего посвящены многие стихи и поэмы: поэма «Хорошо». «В.И.Ленин», «150 миллионов» и др.
В.Маяковский-это ещё и поэт молодёжи. В своих стихах, которые он посвящал молодым, воспевались трудовые подвиги молодёжи. Поэт призывал молодёжь укреплять оборону страны, бороться против пережитков прошлого- пьянства, религии, бескультурья. Он выступал за чистоту нравственного облика молодёжи. Молодым он адресует много стихов. Среди них стихотворение «Любовь». В нём зло высмеивает тех, кто с цветка на цветок стрекозлом порхает, летает и мечется. А вот в стихотворении «Письмо товарищу Кострову о сущности
любви» он задаётся вопросом: в чём сущность любви, что такое ревность, как защитить любовь от пошлости? Он пишет Кострову, что его любовь не легкомысленное прохожее чувство, что он «навеки любовью ранен». Поэт утверждает, что истинная любовь рождает неутомимую жажду творчества и вдохновенного труда. Он зовёт человека к действию, к подвигу, воодушевляет и делает человека сильным и счастливым. Только любовь сильную, верную, вдохновенную признаёт поэт достойной молодого человека. В стихотворении «Люблю» он пишет: «Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты».
Поэт неустанно выступал против нравов и привычек буржуазного Запада. В известном стихотворении «Маруся отравилась» он издевается над молодыми модницами на заграничный пошлый манер. Таков и электромонтёр Ваня. который в духе парижан присвоил себе кличку электротехник Жан.
Юношам и девушкам, пустым и легкомысленным, Маяковский резко противопоставляет молодёжь, идущую дорогой отцов. Это противопоставление положено в основу стихотворения «Секрет молодости»
Билет №8
.
- Общий обзор русской литературы первой половины 20 века.
Прошёл 1917 год. Началось строительство новой социалистической жизни. Надёжными помощниками в развит молодой советской литературы выступили писатели: А.Серафимович, Д.Фурманов, Д.Бедный, А.Фадеев, Л.Леонов и мн. др.
Советская литература с самого начала развивалась как литература многонациональная. Передовые писатели разных национальностей радостно приветствовали Октябрь. Они выступали первыми пропагандистами революционных идей, взглядов и настроений. К концу 20-х. годов литература добилась больших успехов.
Началась она со стихов. Крупнейшие русские поэты всем сердцем приняли революцию и сразу активно включились в строительство новой культуры.
Сложный и противоречивый путь прошёл Валерий Брюсов. Революция помогла ему увидеть реальный путь создания новой жизни и нового строя. В его поэзию вошли новые герои: революционеры. люди труда. Это находим мы в его стихах «Мятеж», «Праздник труда» и др.
Поэтов волновали новые проблемы: революция, народ, Родина, труд,
созидание. Об этом вся поэзия Д.Бедного. В своей поэме «Главная улица» он создал исторический путь и образ революционного народа, нового хозяина земли.
Своим путём к народности шла поэзия В.Маяковского, А.Блока. Рядом с их творчеством прокладывал свой путь и С.Есенин. С пронзительной откровенностью он отразил «половодье чувств» людей и мучительную сложность преобразования духовной жизни людей. Все его стихи проникнуты горячей
любовью к Родине, к своим людям.
Тревожный разлад с современностью пережил Н.Асеев, М.Светлов, Э.Багрицкий и др. Поэты терялись в противоречии времени. Активным борцом за правдивую содержательную поэзию выступил Н.Тихонов.
По сравнению с поэзией проза развивалась гораздо медленнее. Внимание прозаиков сосредотачивалось на живы событиях текущей действительности. Большую роль играли очерки А.Серафимовича «Железный поток» и
Д.Фурманова «Чапаев». В первом из них говорится о духовном преображении
людей, о росте сознательности людей в ходе борьбы за своё правое дело, а второе произведение-это достоверное художественное произведение о Гражданской войне, о её легендарном герое В.И.Чапаеве. В его личности автор сконцентрировал всё самое талантливое, что есть в людях труда.
События гражданской войны уходили в прошлое. Но потребовалось их новое осмысление. Такие писатели, как К.Федин, Л.Леонов, А.Фадеев, ф. Гладков и др.
заставили читателей по- новому осмыслить весь ход гражданской войны.
К.Федин в романе «Города и годы» показывает сложный путь интеллигенции в революцию, а Л.Леонов в романе «Барсуки»- путь крестьянства в революцию.
Рядом с их произведениями о революции и гражданской войны создаются романы и повести, которые посвящаются мирному периоду и трудовым будням. К таким произведениям принадлежит роман Ф. Гладкова «Цемент» Здесь раскрывается героика труда. Автор показывает нам , что порою дела на хозяйственном фронте бывают важнее всяких кровавых боёв.
Немаловажную роль в развитии литературы этого периода играла сатира. Её вершиной явились знаменитые романы Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» и «двенадцать стульев».
С годами назревала потребность и в драматургии. В 1926 году вышла пьеса К.Тренёва «Любовь Яровая» Здесь автор показывает семейную драму сельской учительницы и её мужа-белогвардейца Михаила Ярового, который яростно сопротивлялся правому делу революции.
Первые пятилетки заставили писателей внимательно изучать новую жизнь, глубже постигать изменения, происходящие в сознании людей. Писатели: Л.Леонов «Соть» , В.Катаев «Время, вперёд», А.Макаренко «Педагогическая
поэма», А.Малышкин «Люди из захолустья» воспевали героизм трудового народа за индустриализацию страны.
Большое место в прозе 30-х годов занимала «деревенская тема». О крестьянской жизни рассказывают нам М, Шолохов в романе «Поднятая целина», А.Панфёров в романе «Бруски».
Особое место в литературе этого периода начинает занимать исторический роман. В 30- годы литература пополнилась новыми именами: А.Толстой «Пётр 1»,
в.Шишков «Угрюм-река».
Советская литература подходила к рубежу 1941 года в расцвете творческих сил.
2. Основные мотивы современной поэзии
Образ Родины, её суровой судьбы продолжал оставаться в центре поэзии и приобрёл новые черты. В стихах о Великой Отечественной войне запечатлены раздумья поэтов над прошлым, настоящим и будущим.
В первые послевоенные годы вышли замечательные поэмы А.Т.Твардовского, М.Исаковского. А .Прокофьева и др.
Активной была творческая деятельность поэтов «военного призыва»: С.Орлова, С.Наровчатова, В. Винокурова, М.Луконина, А.Межирова, Ю.Друниной и мн. др. Поэты с большой искренностью запечатлели в своих стихах и позмах духовный облик поколения советских людей, которые возмужали в жестоких испытаниях. В их стихах отчётливо проявлялся образ солдата, воина, защитника Родины.
В послевоенной поэзии память о войне была настоящей. Но одновременно с нею возрастала и тревога за сохранение завоёванного мира
В условиях «холодной войны» литература продолжила борьбу за мир. за национальную независимость и дружбу народов. и здесь велика была роль старших мастеров-поэтов: А.Твардовского, А. Прокофьева, А.Ахматовой, Н.Асеева, Н.Заболоцкого и мн. др.
Изменения в общественной жизни страны 2-й пол .70-х годов 20 века глубоко отразились и в поэзии. Большое место в творчестве поэтов заняла тема ответственности поэта перед временем. Поэты: Я.Смеляков, Б.Ручьёв, В. Фёдоров, Э. Асадов и мн. др. продолжили лучшие традиции А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского и др.
В 80- годы в литературу вошло несколько поколений молодых поэтов: Е.Евтушенко, Н.Рубцов, Р.Рождественский,А.Жигулин,А.Вознесенский, Ю.Кузнецов. и др.
Тема любви к своей родной земле, тема уважения, преклонения звучит сегодня
у многих современных поэтов. Только зная исторический путь, пройденный родным народом, все испытания, ошибки, победы, можно построить будущее.
и в поэзии наших дней звучит мысль не только о прошлом страны. Современные поэты обращаются «во весь голос» к молодёжи. О бездуховности, о страшном умирании духовных ценностей в человеке, о потере нравственных ценностей пишет в своих стихах Е.Евтушенко. В его стихотворении «Застенчивые парни» мы слышим боль, крик, протест. У каждого человека должно быть что-то святое, доброе на этой земле. Каждый из нас должен верить во что-то хорошее, доброе. А застенчивые парни- это люди с мёртвой душой. И с каждым днём становится страшно жить среди таких застенчивых парней.
Жизнь идёт гигантскими шагами. Порой не хватает времени остановится, осмотреться и задуматься. В своём стихотворении «Атомная сказка» как раз об этом и говорит нам Ю.Кузнецов. чувство стыда, горечи переполняют его. Современный Иванушка ради мнимого прогресса рушит и уничтожает всю красоту вокруг себя.
Все поэты тревожатся о сегодняшнем дне страны. Они чувствуют большую ответственность перед народом. По мнению Алексея Прасолова для поэта недопустимы фальшивые чувства, наигранные порывы. Надо жить со своей страной, идти в ногу с ней. Поэзия должна быть гражданственной.
Издавна славилась Россия мастерами слова. Их произведения учат нас любить Родину, знать её великую историю. Ответственно относиться к своим сегодняшним поступкам. Можно с уверенность сказать, что живое поэтическое слово будет всегда звучать, пока стоит великая русская земля.
Билет №9.
- Анализ романа М.Шолохова «Тихий Дон».
М.А.Шолохов-великий художник современности. Он вошёл в литературу 20 века как достойный продолжатель лучших традиций русской литературы. В великих его произведениях: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Наука ненависти» и др.—раскрылись неразменные духовные нравственные ценности добра и справедливости, разума и добросердечия, прекрасного и возвышенного.
Вершиной его творчества, по моему мнению, стал роман»Тихий Дон», первая-вторая книги которого вышли в 1928 г., 3-я-- в 1932, а 4-я.—в 1940 году.
Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов—один из тех, кто заговорил о войне как о величайшей трагедии.
Действие в романе охватывает 10 лет. Это были годы небывалой исторической насыщенности: первая Мировая война, две революции 1917 года, гражданская война. Повествуя о жизни хутора Татарского на Дону , Шолохов даёт нам как бы срез дореволюционного общества с его экономическим неравенством и классовыми противоречиями и развевает легенду о монолитности казачества , о его замкнутости.
В «Тихом Доне» представлены 2 мира , 2 силы. С одной стороны, представители «мира уходящего», с другой стороны те, кто был на переднем крае революционной борьбы. Изображая белых генералов и кулаков. помещиков и офицеров, Шолохов раскрывает их жестокость и цинизм, одичание и распад их жизни и быта. Таковы генералы Корнилов Краснов, офицеры Чернецов и Капарин, Евгений Листницкий, которые считали себя солью земли дворянской, интеллигентами, которым всё позволялось. Они бешено ненавидели простых людей.
В самом начале романа М. Шолохов раскрывает нам жизнь и быт донских казаков. Он любуется казачьей жизнью. ловля рыбы сменяется конным состязанием, игрищами. Многочисленные песни соединяются с рассказами о сватовстве. Но больше всего описаны в романе эпизоды трудовой жизни казаков, их суеверие и суровость их нравов.
Мирный труд, продолжение рода, единение людей – вот как должна развиваться история жизни человеческой.
Но грянул 1914 год «Земля ахнула», «Лицо земли взрывали», «Хлеба топтала конница», «Неубранные колосья скорбно шуршали», «Великое разрушение и мерзостная пустота» - вот начало описания войны 1914 года. Война разлагает души людей, убивает в них все человеческое. Вернувшиеся с фронта казаки не гуляли, что у порогов их куреней ждет горшая беда – гражданская война.
М.А.Шолохов в своем романе использует композиционный прием – антитезу. Он хорошо противопоставляет нам мирную трудовую жизнь. круговорот природы, любовь и войну, смерть, жестокость воюющих сторон, их крутые суды, расстрелы, розги и т.д. Мастерски показывает писатель трагедию разрушения единства народа. «Безрадостно дикая» жизнь порождает жестокость и безумие, тоску и недоумение. Злоба и месть распространяются и на самих воюющих.
Однако Шолохов верит в добрые чувства народа. Писатель не приемлет смерть, он утверждает неповторимость человеческой жизни, в каком бы политическом стане он не оказался.
Моим любимым литературным героем является Григорий Мелехов. Мелеховы – большая, дружная, работящая семья. Гришка, еще не отбывший службу молодой казак в юности своей жил еще бездумно. Игрища да лихие скачки, труд для горького пота в степи, да рыбалка – вот чем наполнены его молодые годы. Очарование юности с его беззаботной удалью придает Григорию большое обаяние.
Это живой, яркий, самобытный герой. Нелегко сложилась его жизнь. В самом начале своего жизненного пути он заблудился, запутался. В сложной обстановке гражданской войны Григорий не может найти верного пути в силу своей неграмотности и предрассудков. Так он попал в стан белогвардейцев, но постоянно тянулся к тем, кто боролся за новую лучшую жизнь. Потом он попадает к красным. Здесь он вроде обретает душевное<
03 Октябрь 2012, 09:13
Душевная статья, правдо, мне очень понравилось,
постер вообще частенько радуете гостей своими постами.
с изложенным материалом с многим сложно не согласится.
от души продолжайте в том же духе.