Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
Цели:
- Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
- Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
- На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родинеэмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование:
- «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
- Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
- Цитата из «Откровения Иоанна Богослова».
« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,
И остров двинулись с мест своих».
Ход урока.
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
А.Ахматова.
I. Оргмомент.
Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием». Цель
урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия
поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
II. Мотивационное начало урока.
1. История создания поэмы.
Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое
значение слова «реквием».
«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.
Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
2. Слово учителя.
Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.
III. Деятельность учащихся по теме урока.
Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».
- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?
- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?
Следующая часть поэмы «Посвящение».
- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».
Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?
- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)
- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)
- Итак, кому же посвящается поэма?
( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.
(сообщение учащихся.)
- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?
(читаем «Вступление»)
( Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)
- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?
Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
Переходим к 1 главе.
- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
(Сообщение Чинаревой О. о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».)
Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Читаем II и III главы.
Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?
- Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.
Читаем IV главу.
- Что происходит с героиней?
(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)
Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина
«Черные камни» (Сообщение Шарафутдиновой Д.)
Читаем V главу.
В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.
Сделайте вывод.
В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.
Перечитаем VII-IX главы.
Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:
«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….
(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)
- Прочтите название X главы. С чем оно связано?
- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?
- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?
( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.
В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)
Обратимся к эпилогу.
Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.
Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:
(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….
Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.
IV. Итоги урока.
Обобщение:
- Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
- Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
- Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
- Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
- Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
- Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
- В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
Домашнее задание:
- Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворении, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием .
- Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
- Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы «Реквием».
- Средства художественной выразительности в поэме «Реквием».