Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания. Жанр и композиция.
Форма:
Комбинированный урок.
Задачи:
1. Рассказать о истории создания романа, его значении и судьбе;
показать особенности жанра и композиции
2. Развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.
3. Воспитывать вдумчивого, серьезного читателя, воспитывать интерес и любовь к творчеству Булгакова и его роману» Мастер и Маргарита».
Этапы урока.
I. Организационный момент. -1 мин.
II. Проверка домашнего задания.
Индивидуальный опрос в форме теста. – 5 мин.
Тест по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия».
1.Чью сторону принял М.А. Булгаков после революции?
А) встал в ряды Красной армии
Б) поддерживал Белую армию
В) сочувствовал Петлюре
Г) не поддерживал ни одну из сторон.
2.М.А. Булгаков в письме советскому правительству (28 марта 1930 года) определил свои литературные и политические принципы. Какой из пунктов наиболее точно раскрывает задачи писателя (возможно несколько ответов):
А) глубокий скептицизм в отношении революционного прцесса
Б) изображение «страшных черт моего народа»
В) «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».
Г) «стать бесстрастно над красными и белыми»
3.В каком году Булгаков написал роман «Белая гвардия»?
А) 1921
Б) 1924
В) 1926
4. Назвать основную тему романа
5. Назвать основные проблемы романа.
6.Что является лейтмотивом романа «Белая гвардия» ?
А) исторические события в Киеве в 1918-1919 годы
Б) сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны
В) сохранение чести – стержня личного поведения героев романа
7. Кому принадлежат слова: «Роман Белая гвардия знаменовал приход в литературу крупного художника, хотя далеко не все сразу это поняли»?
III.Объяснение нового материала.
Методические приёмы: лекция учителя, с элементами беседы и с использованием ЦОР.
Лекция учителя – 20 мин.
Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В 40-е годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.
Появление романа в журнале «Москва» (№11 за 1966г. И №1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 80-е годы 20 го века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные привычные схемы.
Работа с диском «В чём тайна романа»? – 8 мин.
Жанр
Бытовой роман
Фантастический
Философский
Автобиографический
Любовно-лирический
Сатирический
Роман много жанров и многопланов
В чем тайна романа?
Когда и где живут герои романа? (Время и пространство в романе)
Троемирие - основная концепция булгаковского романа.
Три мира в романе - три времени в романе
Библейский мир – «Ершалаимские главы»
Современный мир - «Московские главы»
Вечный потусторонний мир
Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.
Двойники в романе
Триады :
Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
Афраний –Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
Низа – Гелла – Наташа
Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
Пёс Банга-кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Диада :
Иешуа Га-Ноцри – Мастер
Монада :
Маргарита – основная структурообразующая единица романа.
Она действует во всех трёх мирах романа.
(Автор классификации – Б. Соколов)
Беседа с учащимися. – 5 мин.
1. Каков жанр романа.
2. Как бы вы определили композицию романа
3. Какое время охватывают события романа?
4. Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа
Продолжение лекции учителя.
Необычна композиция романа. Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.
Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за 4 дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои раскрываются с неожиданной стороны.
Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад. История Понтия Пилата и Иешуа даётся с нескольких точек зрения. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана Берлиозу и Бездомному Воландом. События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме. В главе 19 «Азазело» приводит Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение в главе 26 «Погребение» и заканчивает в начале 27 главы.
С точки зрения композиции необычно то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе «Явление героя» это одна из многих загадок Булгакова.
Булгаков сознательно подчёркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи – доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – всё это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера – Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона.
IV. Закрепление – 5 мин.
1. Назовите годы написания романа.
2. Сколько редакций сделал автор?
3. Чем объясняется такая длительная и кропотливая работа.
4. Что такое хронотоп.
5. Каково художественное пространство романа.
6. Кто такой прокуратор.
7. Что такое монада, диада, триада?
V. Домашнее задание. – 2 мин.
1. Найдите внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.
2. Определите особенности стиля этих глав.
3. Подумайте, сколько миров изображено в романе и как они связаны между собой.